Проект
«Солигорск в задачах»
по созданию сборника математических задач
краеведческого содержания о городе Солигорске
для учащихся 5–6 классов
→ СКАЧАТЬ СБОРНИК ЗАДАЧ ←
Выполнили:
Ращеня Дарья, учащаяся 5 «А» класса,
Горгун Дмитрий, учащийся 5 «А» класса,
Воробой Валерия, учащаяся 6 «В» класса,
Барейша Ангелина, учащаяся 6 «Г» класса
Руководители:
Ком-Баткаева Марина Рафаильевна, учитель математики,
Крепская Марина Анатольевна, учитель математики.
Паспорт проектной идеи
Учреждение образования Государственное учреждение образования «Средняя школа №10 г. Солигорска»
Название проекта «Солигорск в задачах» (Создание сборника задач краеведческого содержания о Солигорске для учащихся 5–6 классов)
Руководители проекта:
Ком-Баткаева Марина Рафаильевна, учитель математики
Крепская Марина Анатольевна, учитель математики
Учащиеся, участвующие в разработке и реализации проекта, класс:
Ращеня Дарья, 5 «А» класс
Горгун Дмитрий, 5 «А» класс
Барейша Ангелина, 6 «Г» класс
Воробей Валерия, 6 «В» класс
Количество участников, реализующих проект 112 учащихся 5 «А», 5 «Б», 6 «В», 6 «Г» классов
Краткое описание проекта:
Современное образование обязано формировать личностные качества учащегося, который любит страну и свою малую родину, ее культуру и традиции. В ходе проекта учащиеся 5 и 6 классов составляли и решали задачи на основе краеведческого материала о городе Солигорске и Солигорском районе. Итогом реализации проекта стал сборник задач для учащихся 5-6 классов. Предлагаемый сборник полезен учителю в формировании патриотического самосознания учащихся, воспитании чувства гордости за наш любимый Солигорск, уважения к историческому прошлому. В задачах используются материалы биологического и экономического содержания, исторического краеведения, географии Солигорска и Солигорского района.
Аннотация
Каждому человеку в повседневной жизни приходится постоянно выполнять оценочные действия и навыки устного счета, действия с натуральными числами, работать с пропорциями и процентами. Вот почему при обучении детей математике большое внимание необходимо уделять работе по формированию у учащихся навыков и умения решать несложные практические задачи, требующие владение элементарными вычислительными процессами. Как показывает практика, решение текстовых задач вызывает затруднения у многих учащихся. Как решать задачи, чтобы научиться этому? Кроме того, тема «Проценты и пропорции» при работе с учащимися 6-х классов требует длительной отработки, особенно при решении текстовых задач, содержащих данные понятия. В связи с вышесказанным, следует внимательно отнестись к методике использования текстовых задач в процессе обучения в 5-6 классах. Рекомендуется развивать мышление в деятельности с конкретными объектами и величинами.
Авторские задачи позволяют обратиться ко многим проблемам: историческим и географическим фактам о Родине, любви и уважению к родному городу, чувству гордости за него. В ходе решения таких задач учащиеся получают дополнительные сведения о развитии экономики города, его истории и физической географии, о том, что город делает для подрастающего поколения, что является актуальным для современного Солигорска и его жителей, тем самым, учитывая межпредметные связи и практико-ориентированный подход, которые является обязательной составляющей современного образовательного процесса.
Для учащегося очень важно быть не только в роли учащегося, но и в роли автора задачи, для которой он ищет сюжет и содержание, интересные прежде всего ему самому. Для учителя же важно, что, придумывая собственную задачу, учащийся глубже вникает в ее математическую суть, анализирует и сравнивает известные типы задач и пополняет свой математический опыт.
Актуальность проекта
Актуальность проекта состоит в том, что настоящее время остро ощущается необходимость возрождения и восстановления духовности, формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. В 2018 году мы празднуем 60-летие города Солигорска. 2018 год объявлен Годом малой родины. Родина, Отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека, но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее. Работа над проектом способствует развитию интереса к математике, истории, географии, исследованиям, к научно-познавательной деятельности, развитию самостоятельности и математических навыков.
Целевое назначение и задачи проекта
Цель проекта: формирование патриотического самосознания учащихся, воспитание чувства гордости за родной город Солигорск, уважения к историческому прошлому через составление сборника математических задач краеведческого содержания.
Задачи проекта:
- организовывать деятельность по составлению сборника математических задач о городе Солигорске и Солигорском районе;
- формировать навыки составления и решения текстовых задач краеведческого содержания;
- содействовать организации межпредметных связей математики с историей, географией;
- формировать понимание роли математических знаний в практической деятельности человека.
Этапы проекта
I этап (27.11.2017 - 01.12.2018). Знакомство учащихся с проектной деятельностью, памяткой «Как составить математические задачи краеведческого содержания».
Памятка
1) Сбор фактических данных.
Поиск данных о городе и районе в периодической печати, исторических справочниках, Интернете и др. источниках.
2) Процесс составления задачи.
Из исторической справки надо выбрать математическое содержание и тип задачи. Задача должна решаться средствами арифметики или с помощью уравнения и относиться к одной из следующих тем:
Для учащихся 5 класса:
– Действия с натуральными числами.
– Единицы измерения длины, площади.
– Нахождение числа по его части.
– Действия с обыкновенными дробями.
Для учащихся 6 класса:
– Действия с рациональными числами.
– Единицы измерения длины, площади.
– Нахождение процентов и элементов пропорции.
– Действия с десятичными дробями.
3) Формулировка условия задачи.
Надо, чтобы задача была интересной, понятной и звучала корректно как математической с точки зрения, так и с точки зрения краеведения.
Как работать над формулировкой задачи:
а) выписать из исторической справки все числовые данные и установить зависимости между числами или выяснить, во сколько раз (на сколько) одно число отличается от другого;
б) составить условие задачи в виде схемы, сформулировать условие и вопрос задачи;
в) решить задачу выбранным методом или составить кроссворд с терминами по данной теме или получить ответ, выполнив следующие действия…
4) Правильное оформление задачи.
Требования:
– наличие исторической справки;
– корректность формулировки условия;
– наличие подробного решения;
– подготовка материала в электронном виде.
II этап (04.12.2017 - 15.12.2018). Процесс составления и корректировки задач.
III этап (18.12.2017 - 22.12.2017). Оформление задач в печатном виде с иллюстрациями.
IV этап (08.01.2018 - 27.01.2018). Проверка, решение и оценка авторских задач.
V этап (29.01.2018 - 02.02.2018). Создание и печать сборника математических задач с краеведческим содержанием на основе работ учащихся.
VI этап (05.02.2018 - 10.02.2018). Подготовка проекта к участию в конкурсе социальных проектов учащейся молодежи «Инициатива молодежи – залог успеха».
Ресурсное обеспечение: сборник задач создан в MSWord. Оформление задач учащимися частично выполнено на учебных занятиях информатики в рамках изучения темы «Основы работы с текстовой и графической информации». Печать сборника производилась за счет средств школы.
Ожидаемые результаты
В ходе подготовки и решения задач краеведческого содержания учащиеся получат дополнительные сведения о развитии экономики города, его истории и физической географии, о том, что является актуальным для современного Солигорска и его жителей накануне 60-летия Солигорска и в Год малой родины и что поспособствует формированию нравственной личности гражданина и патриота своей страны.
Учащиеся глубже вникнут в математическую суть текстовых задач, научатся анализировать и сравнивать известные типы задач и пополнят свой математический опыт. Создание задач краеведческого содержания формирует межпредметные связи и практико-ориентированный подход при изучении математики.
Работа над проектом способствует развитию интереса к математике, истории, географии, исследованиям, к научно-познавательной деятельности, развитию самостоятельности и математических навыков.
Календарный план реализации проекта
Этапы
работы
|
Содержание
этапа
|
Деятельность
учащихся
|
Деятельность
учителя
|
I этап. Организация деятельности (27.11.2017 - 01.12.2017)
|
Постановка проблемы
|
Обращение учителя к учащимся 5 и 6 классов с просьбой о составлении задач о своем городе по изученным темам дисциплины «Математика».
Цель работы: создание сборника математических задач краеведческого содержания для учащихся 5-6 классов о городе Солигорске.
|
Задача: каждому ученику придумать и решить задачу по математике о нашем городе.
Создание проектных групп.
Коллективное обсуждение плана дальнейшей работы.
Виды деятельности: информационный, творческий, прикладной.
|
Рассказывает о том, что такое проект и метод проектов.
Помогает в постановке проблемы.
Помогает в выдвижении задач.
Оказывает помощь в формировании групп, выборе ответственных в каждой группе.
Обращает внимание на важность предстоящей работы.
|
Планирование
|
Способ представления конечного результата.
Критерии оценки результатов работы:
– наличие исторической справки;
– корректность формулировки задачи;
– наличие подробного решения;
– подготовка текста задачи с иллюстрациями.
|
Каждая группа выбирает тему, по которой будет составлять задачи и типы задач:
– История появления нашего города
– Памятники и знаменитые места нашего города
– Солигорск в цифрах и фактах
– Природа нашего города
- Знаменитые люди Солигорска
Выбор способов представления конечного результата деятельности.
|
Знакомит учащихся с памяткой «Как составить задачу краеведческого содержания»
Необходимая консультативная и организационная помощи (совет по выбору темы для задачи каждому учащемуся)
Организация работы с учителями-предметниками
|
II этап. Процесс составления и корректировки задач (04.12.2017 - 15.12.2017)
|
Поиск информации
|
Анализ источников информации: исторические очерки, архивы, электронные справочники, периодическая печать (газеты, журналы), Интернет и др. источники информации.
|
Поиск, отбор и изучение необходимой информации в предложенных источниках
|
Помогает в текущей поисковой, аналитической и практической работе.
Дает дополнительные задания, когда у учащихся возникает в этом необходимость.
Наблюдает, советует.
|
Обобщение результатов и выводов. Составление задач
|
Анализ полученной информации, формулирование выводов
|
Анализируют информацию, формулируют условия задачи.
Из исторической справки выбирают математическое содержание и тип задачи. Задача должна решаться средствами арифметики или с помощью уравнения и относиться к одной из предложенных тем.
Оформляют задачу, ее решение, готовят материалы для решения задачи.
|
Ненавязчиво контролирует. Оказывает консультативную и методическую помощь по теме «Как работать над формулировкой задачи».
Учитель информатики консультирует по оформлению задач.
|
III этап. Оформление задач в печатном виде с иллюстрациями.
(18.12.2017 - 22.12.2017)
|
Отчет по проекту. Презентация задачи
|
Открытый отчет участников проекта о проделанной работе
|
Общий анализ работы в группе делают все ответственные в каждой группе.
Каждый участник проекта индивидуально защищает свою задачу
|
Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника.
|
IV этап. Проверка и оценка авторских задач. Решение задач на учебных занятиях по математике в 5, 6 классах (08.01.2018 – 27.01.2018)
|
Оценка процесса и результатов работы
|
Оценка конечного результата коллективной деятельности.
Анализ достижения поставленной цели.
Рефлексия.
|
Решают задачи, составленные одноклассниками
Анализ достигнутых результатов, причин успехов и неудач.
|
Включает составленные задачи в содержание учебных и факультативных занятий
Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.
Проводит рефлексию.
|
V этап. Создание и печать сборника математических задач с краеведческим содержанием на основе работ учащихся (29.01.2018 - 02.02.2018)
|
Формирование общего сборника
|
Объединение созданных задач в общий проект, отбор лучших задач
|
Творческая группа проекта собирает задачи в единый документ
|
Корректирует работу учащихся, отбирает лучшие задачи
|
Печать сборника
|
Оформление сборника, печать, брошюрование
|
Оформление сборника
|
Печать сборника, брошюрование
|
VI этап. Подготовка проекта к участию в конкурсе социальных проектов учащейся молодежи «Инициатива молодежи – залог успеха». Использование сборника на учебных занятиях в 5, 6 классах (05.02.2018 - 20.02.2018)
|
Оформление конкурсной работы согласно требованиям
|
Оформление отчета по проекту
|
Оформление отчета по проекту
|
Оформление отчета по проекту
|