Заикание это дефект речи, при котором нарушается темп, ритм, плавность вследствие судорожного состояния мышц речевого аппарата. Страдает также и коммуникативная сторона речи (общение).
Заикание обычно появляется в возрасте 2-5 лет, когда интенсивно идёт развитие речи. В некоторых случаях заикание может начаться и позже. Иногда это связано с поступлением в школу: начинается учебный процесс, увеличиваются нагрузки на ребёнка, предъявляются новые, повышенные требования. Заикание может возникнуть и в подростковом возрасте, когда происходят физиологические и психологические изменения в организме.
Основным проявлением заикания являются судороги, возникающие во время речи в дыхательном, голосовом и артикуляционном аппарате. Речь прерывается непроизвольными задержками, вынужденными повторениями отдельных звуков, слогов и даже слов.
При заикании нарушается весь процесс речи, теряется согласованность в движениях, появляется судорожность в произношении. Темп и плавность речи вынужденно и внезапно прерываются.
У заикающегося ребёнка запинки возникают чаще при произношении длинных слов, чем коротких, во время разговора, когда надо самостоятельно выразить свои мысли. Дети больше заикаются в присутствии незнакомых людей, чем в кругу семьи. Заикание резче проявляется после сильного физического напряжения, простудных заболеваний. Заикающиеся дети становятся малоразговорчивыми и необщительными, потому что у них развивается страх перед речью (логофобии).
На фоне речевых судорог и других длительных физически и психических проявлений возникает стойкий патологический речевой рефлекс, т.е. нарушение координации процессов, которые необходимы для образования устной речи.
С чего следует начать устранение заикания
- Проконсультировать своего ребёнка у психоневролога, который определит тип заикания. От этого зависит планирование работы учителя-дефектолога при устранении либо ослаблении проявления заикания.
- Родителям следует неукоснительно соблюдать все указания врача.
- Помимо медикаментозного лечения проводятся физиотерапевтические процедуры, массаж, ЛФК.
- Проконсультироваться у учителя-дефектолога и выполнять его рекомендации.
Поведение родителей с заикающимся ребёнком
- Помните о том, что заикание и в большинстве случаев прогрессирует из-за неправильного поведения родителей.
- Нельзя концентрировать свое внимание, внимание ребенка и окружающих на дефекте.
- Никогда не ведите семейные разговоры на тему заикания , которые может слышать ребенок. Уберите из собственного лексикона сам термин «заикание.
- Научитесь слушать ребенка. Избегайте создания видимости того, что слушаете, когда он пытается что-то сказать. В разговоре необходимо прямо и доброжелательно смотреть ребенку в глаза, одобряя или порицая его (его, а не речь!) только после всего сказанного.
- Родители в присутствии ребёнка не должны показывать своего волнения, требовать от ребёнка правильной речи, правильного произношения слов.
- Отказаться от сурового давления на ребёнка, от насмешек над его речью, от передразнивания его.
- Говорить с заикающимся нужно спокойно и неторопливо.
- Не провоцировать речь своими вопросами, перестать переспрашивать ребёнка.
- При резко выраженном заикании создать такие условия, чтобы ребёнок, чем меньше разговаривал.
- Родители должны строго соблюдать режим дня своего ребёнка. Сон должен длиться не меньше 10 часов. Приучить ребёнка ложиться спать в одно и тоже время.
- Перед сном следует исключить подвижные игры, компьютерные игры, прослушивание страшных сказок, просмотр телевизионных передач, детские передачи сократить до минимума.
- Стараться не перегружать ребёнка впечатлениями. Нельзя в один день побывать и в кино, и в цирке, и на ёлке.
- Родители не должны заставлять ребёнка заниматься одновременно танцами, английским языком, музыкой, спортом и т.д. Родители должны сами выбрать для себя, что в настоящее время необходимо для ребёнка: здоровая речь или непомерная нагрузка.
- Если речь ребенка страдает нарушением звукопроизношения и (или) общим недоразвитием, немедленно обратитесь к логопеду для ее исправления.
- Родители не должны создавать напряжённую обстановку в доме: прекратить ссоры в семье.
- Отношения в семье к ребёнку должны быть ровными, т.е. родители не должны заласкивать его, не потакать его капризам, не наказывать физически.
- Родители должны относиться к нему как к здоровому, нормальному ребёнку.
- Исправить либо ослабить заикание можно только объединёнными усилиями. Не надейтесь и не полагайтесь только на учителя-дефектолога, на медикаментозное лечение и тем более на своего ребёнка – без вашей помощи исправить речь у него невозможно.
Успехов Вам и Вашему ребёнку!
Учитель-дефектолог ПКПП Болазь Л. Е.