Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Что нужно знать родителям о заикании

Заикание это  дефект речи, при котором нарушается темп, ритм,  плавность вследствие судорожного  состояния  мышц речевого аппарата. Страдает  также и коммуникативная сторона речи  (общение).

Заикание обычно появляется в возрасте 2-5 лет, когда интенсивно идёт развитие речи. В некоторых случаях заикание может начаться  и позже. Иногда это связано с поступлением в школу: начинается учебный процесс, увеличиваются нагрузки на ребёнка, предъявляются новые, повышенные требования. Заикание может возникнуть и в подростковом возрасте, когда происходят физиологические и психологические изменения в организме.

Основным проявлением заикания являются судороги, возникающие  во время речи в дыхательном, голосовом и артикуляционном аппарате. Речь прерывается непроизвольными задержками, вынужденными повторениями отдельных звуков, слогов и даже слов.

При заикании нарушается весь процесс речи, теряется согласованность в движениях, появляется судорожность в произношении. Темп и плавность речи вынужденно и внезапно прерываются.

У заикающегося ребёнка запинки возникают чаще при произношении длинных слов, чем коротких, во время разговора, когда надо самостоятельно выразить свои мысли. Дети больше заикаются в присутствии незнакомых людей, чем в кругу семьи. Заикание резче проявляется после сильного физического напряжения, простудных заболеваний. Заикающиеся дети становятся малоразговорчивыми и необщительными, потому что у них развивается страх перед речью (логофобии).

На фоне речевых судорог и других  длительных физически и психических проявлений возникает стойкий патологический  речевой рефлекс, т.е. нарушение координации процессов, которые необходимы для образования устной речи. 

С чего следует начать устранение заикания

  1. Проконсультировать своего ребёнка у психоневролога, который определит тип заикания. От этого зависит  планирование работы  учителя-дефектолога при устранении либо ослаблении проявления заикания.
  2. Родителям следует неукоснительно соблюдать все указания врача.
  3. Помимо медикаментозного лечения проводятся физиотерапевтические процедуры, массаж, ЛФК.
  4. Проконсультироваться у учителя-дефектолога и выполнять его  рекомендации. 

Поведение родителей с заикающимся ребёнком

  1. Помните о том, что заикание и в большинстве случаев  прогрессирует из-за неправильного поведения родителей.  
  2. Нельзя концентрировать свое внимание, внимание ребенка и окружающих на дефекте.    
  3. Никогда не ведите семейные разговоры на тему заикания , которые может слышать ребенок. Уберите из собственного лексикона сам термин «заикание.
  4. Научитесь слушать ребенка. Избегайте создания видимости того, что слушаете, когда он пытается что-то сказать. В разговоре необходимо прямо и доброжелательно смотреть ребенку в глаза, одобряя или порицая его (его, а не речь!) только после всего сказанного.     
  1. Родители в присутствии ребёнка не должны показывать своего волнения, требовать от ребёнка правильной речи, правильного произношения слов.
  2. Отказаться от сурового давления на ребёнка, от насмешек над его речью, от передразнивания его.
  3. Говорить с заикающимся нужно спокойно и неторопливо.
  4. Не провоцировать речь своими вопросами, перестать переспрашивать ребёнка.
  5. При резко выраженном заикании создать такие условия, чтобы ребёнок, чем меньше разговаривал.
  6. Родители должны строго соблюдать режим дня своего ребёнка. Сон должен длиться не меньше 10 часов. Приучить ребёнка ложиться спать в одно и тоже время.
  7. Перед сном следует исключить подвижные игры, компьютерные игры,  прослушивание страшных сказок, просмотр телевизионных передач, детские передачи сократить до минимума.
  8. Стараться не перегружать ребёнка впечатлениями. Нельзя в один день побывать и в кино, и в цирке, и на ёлке.
  9. Родители не должны заставлять ребёнка заниматься одновременно танцами, английским языком, музыкой, спортом и т.д.  Родители должны сами выбрать для себя, что в настоящее время необходимо для ребёнка: здоровая речь или непомерная нагрузка.
  10. Если речь ребенка страдает нарушением звукопроизношения и (или) общим недоразвитием, немедленно обратитесь к логопеду для ее исправления.
  11. Родители не должны создавать напряжённую обстановку в доме: прекратить ссоры в семье.
  12. Отношения в семье к ребёнку должны быть ровными, т.е. родители не должны заласкивать его, не потакать его капризам, не наказывать физически.
  13. Родители должны относиться к нему как к здоровому, нормальному ребёнку.
  14. Исправить либо ослабить заикание можно только объединёнными усилиями. Не надейтесь и не полагайтесь только на учителя-дефектолога, на медикаментозное лечение и тем более на своего ребёнка – без вашей помощи исправить речь у него невозможно. 

Успехов Вам и Вашему ребёнку! 

Учитель-дефектолог ПКПП   Болазь Л. Е.

Разделы сайта