Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Проект "Жизнь, достойная тебя!"

Если есть у тебя голова на плечах –
Адресуем тебе разговор о серьезных вещах.
Кто есть кто?
Кто есть ты?
Быть нам или не быть?
И какими нам быть, если все-таки быть?
Если все-таки жить…
Проблема формирования здорового образа жизни среди детей и подростков является одной из ключевых для всей нашей страны. Дети и подростки – особая социально-демографическая группа. Их социальное самочувствие и состояние здоровья является, в определенном смысле, «барометром» социального благополучия общества, эффективности воспитания в семье, системе образования.
Подростковый возраст относится к критическому периоду психического развития. Для подростков характерно экспериментирование, проба своих возможностей и, как следствие, склонность к рискованным формам поведения. Многочисленные исследования свидетельствуют, что рискованное поведение в подростковом возрасте вызывает быстрое формирование зависимостей, ведет к многочисленным негативным последствиям, таким, как нарушение процесса социализации, правонарушениям, наркотизации, распространению ВИЧ-инфекции и т.д.
По данным социологических исследований, почти каждый второй школьник имеет курящего отца, в каждый восьмой – курящую маму. Неудивительно, что в подобных условиях более половины подростков имеют опыт употребления табака, причем почти треть из них являются систематическими (регулярными) курильщиками. Около половины нынешних старшеклассников хотя бы один раз в своей жизни употребляли алкогольные напитки.
По данным специалистов, чем позднее подросток начнет употреблять алкоголь и табак, тем меньше вероятность приобщения его к наркотическим веществам.
Одним из основных средств предотвращения асоциальных форм поведения среди детей и подростков является их первичная профилактика, т.е. формирование комплекса социальных, образовательных, психологических и медицинских мер, ориентирующих ребенка в основных вопросах его личностного и социального развития, предупреждающих формирование асоциальных моделей поведения.Сегодня в первичной профилактике наркомании используются, в основном, традиционные формы работы. Однако, современные школьники избирательны в увлечениях, ориентированы на результат, предпочитают ясность и конкретизацию информации, прагматичны. Включение новых методов работы позволяет повысить эффективность профилактики употребления психоактивных веществ. На протяжении последних трех лет в ГУО «Средняя школа №10 г. Солигорска», успешно работает волонтерский отряд равного обучения «Вместе мы сила», когда непосредственно сами подростки участвуют в профилактических мероприятиях. Считаем, что одной из новых форм может также стать деятельность в рамках школьного антинаркотического  проекта  на основе контрактного метода профилактики наркотизации учащихся школьного возраста «Жизнь, достойная тебя».
Разработчиками проекта «Жизнь, достойная тебя» являются администрация и СППС ГУО «Средняя школа №10 г. Солигорска». 
Цель проекта - предупреждение возраста первой пробы табака, алкоголя и наркотиков, формирование убеждения в престижности здорового образа жизни; обеспечение возможности выбора здорового поведения посредством заключения индивидуальных контрактов с подростками и поощрения позитивного поведения,   и реализации контрактного метода. 
Задачи:
  • реализовать контрактный метод по профилактике немедицинского потребления наркотиков;
  • создать благоприятные условия для реализации проекта, скоординировав работу специалистов СППС, классных руководителей, заместителя директора по воспитательной работе, библиотекарей, УИ ИДН, врача ПНД по внедрению контрактного метода;
  • обучить классных руководителей, педагогов школы, специалистов и персонал учреждений и организаций, участвующих в проекте, работе по контрактному методу;
  • провести информационно-разъяснительные мероприятия с учащимися и законными представителями; заключить контракты с учащимися;
  • обеспечить участников проекта типовым контрактом и членскими билетами;
  • заключить соглашения с заинтересованными учреждениями и организациями о предоставлении льгот учащимся, участвующим в проекте;
  • провести антинаркотические мероприятия в организациях и учреждениях, участвующих в проекте;
  • отследить результаты выполнения проекта;
  • пропагандировать проект через официальный сайт ГУО «Средняя школа №10 г. Солигорска», районные средства массовой информации;
  • оценить эффективность реализации контрактной системы.
Целевая группа:
- учащиеся, состоящие на различных видах учета (ИДН, ПНД, ВШУ, признанные находящимися в СОП);
- учащиеся 7-х классов;
- учащиеся группы риска (по результатам тестирования) 
Участники проекта:
администрация школы,
специалисты СППС,
классные руководители, педагоги школы,
библиотекари,
учреждения дополнительного образования,
ФК «Шахтер»,
Центр здоровья молодежи (ЦРБ Солигорского района),
РОВД,
Специалисты ПНД,
ОО «БРСМ»,
законные представители учащихся. 
Состав инициативной группы 
Директор школы – Кульбицкий С.Н.
Заместитель директора по воспитательной работе – Делендик А.И.
Педагог-психолог – Липай О.А.
Педагог-психолог – Логвинович Е.А.
Педагог социальный – Жилич Г.В.
Педагог социальный – Азаркевич И.Ф.
Педагог организатор – Зинович Т.И.
Библиотекарь – Лавдовская А.В. 
Механизм реализации проекта:
С учащимися и законными представителями проводится разъяснительная работа о целях, задачах и механизмах реализации проекта «Жизнь, достойная тебя».
С участниками проекта проводятся информационно-просветительские, культурно-развлекательные, развивающие мероприятия в течение учебного года, в шестой школьный день, в каникулярное время.
Индивидуальный контракт заключается между учащимся и администрацией школы. Подпись родителя в контракте означает, что он одобряет желание ребенка участвовать в Проекте.
Изготовление атрибутики Проекта финансируется за счет ГУО «Средняя школа №10 г. Солигорска». 
Этапы реализации проекта:
- 1 этап – сентябрь - октябрь 2016 года;
- 2 этап – ноябрь 2016 года - май 2017 года;
- 3 этап – июнь 2017 года. 
Критерии оценки 
Качественные:
  • заинтересованность участников проекта в мероприятиях;
  • положительные отзывы о реализации проекта со стороны участников и их родителей;
  • соблюдение участниками проекта условий контракта; 
Количественные:
  • общее число учащихся, их родителей, участвующих в проекте;
  • количество выполненных контрактов. 
Ожидаемые результаты проекта:
  • вовлечение подростков и молодежи в участие в проекте, желание заключить контракт и выполнить его;
  • снижение частоты проявления асоциальных форм поведения 
Содержание контракта:
- контракт заключается между учащимся, родителем и учреждением;
- запрет на употребление табака, пива, иной алкогольной продукции, психоактивных веществ, совершения актов насилия, вандализма и жестокости. 
Условия участия в проекте:
- срок действия контракта не ограничен;
- добровольное вступление в проект и выход из него;
- поощрение за соблюдение контракта;
- исключение из проекта за нарушения условий контракта. 
Список поощрений
  1. Посещение Спортивно-зрелищного комплекса (хоккейные матчи, массовое катание на коньках, тренажерный зал).
  2. Абонементы в бассейн.
  3. Билеты в кино.
  4. Поездки по Республике Беларусь.
  5. Грамоты, похвальные листы. 
Этапы реализации проекта «Жизнь, достойная тебя»:
1       этап сентябрь - октябрь 2016 года
  • Проведение обучающих семинаров для педагогов школы.
  • Заключение договоров о совместной деятельности с организациями, желающими принять участие в проекте.
  • Разработка системы мониторинга соблюдения контрактов.
  • Проведение анкетирования подростков с целью определения получения желаемых бонусов.
  • Проведение организационного собрания с участниками и их родителями.
  • Оформление информационного стенда (логотип и название проекта, телефоны СППС, план мероприятий и т.д.), размещение информации на официальном сайте школы и в средствах массовой информации.
  • Заключение контрактов с подростками РКУ (2016-2017).
  • Совместно с участниками проекта разработка плана мероприятий.
  • Участие в общешкольных и классных мероприятиях.
  • Через месяц успешного выполнения договора вручение членского билета участника проекта.
  • Разработка и выпуск информационных листовок.
  • Освещение деятельности по реализации проекта в средствах массовой информации.
  • Создание единого информационного пространства для общения участников проекта. 
2       этап-ноябрь 2016 - май 2017
  • мероприятия, направленные на формирование уверенного устойчивого поведения к воздействию негативных факторов;
  • мероприятия, направленные на информирование участников проекта о последствиях употребления ПАВ (занятия по принципу «РОР» с элементами тренинга, кинолектории, беседы);
  • мероприятия, направленные на включенность детей в добровольческую, благотворительную деятельность;
  • мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни (занятия в спортивных секциях, участие в соревнованиях т. д);
  • итоговое торжественное мероприятие с участниками проекта, родителями, спонсорами. 
3       этап - июнь 2017 года
  • Составление отчетной документации;
  • подведение итогов проекта (круглый стол). 
Система мониторинга соблюдения контрактов
  • Анкетирование 2 раза в год;
  • Встречи-консультации с врачом ПНД - Богданович Г.Ф. 
Заключение 
Проблема наркомании в Беларуси давно приняла характер эпидемии, и государство ведет серьезную борьбу с наркоманией.
Наркомания – тяжелое заболевание, которое ведет к нравственной и социальной деградации личности, толкает потерявших контроль над своим поведением подростков к правонарушениям. Наркомания является социальной, а отнюдь не только медицинской проблемой, и, соответственно, направления борьбы с ней должны носить социальный характер.
Огромную роль в профилактике наркомании среди молодежи играют родители и педагоги. Их основная задача – показать, что жизнь прекрасна, многогранна, интересна, увлекательна только тогда, когда главная цель каждого – ориентир на здоровый образ жизни. Человек — единственное свободное существо на свете, и эта свобода возвышает его над окружающим миром. Когда же он выступает против самого себя, то теряет возможность того, чем располагает любое самое примитивное существо, — жить, иметь потомство. Жизнь – это бесценный дар, посланный нам для того, чтобы изменить этот мир к лучшему! И пусть у каждого человека будет жизнь, достойная его!
  
Содержание работы
с учащимися I ступени общего среднего образования
на 2016/2017 учебный год
Цель: адаптация учащихся к школе. 
Задачи:
- налаживать взаимодействие школы и семьи;
- формировать у детей здоровый образ жизни.
  Мероприятия
по первичной профилактике наркозависимости 
п/п
Наименование мероприятие
участники
Сроки проведения
Ответственный
1
Диагностика уровня адаптации детей к школе
1 классы
17-21.10.16
 
Педагог-психолог, классный руководитель
2
Беседы на формирование установки на ведение здорового образа жизни:
- «Здоровый образ жизни. Что это значит»;
- «Сто советов на здоровье»;
- «Расти здоровым»;
- «Путешествие в страну здоровья».
1-4 классы
 
 
 
Сентябрь
 
 
Ноябрь
 
Февраль
 
апрель
классный руководитель
3
Беседа «Азбука здоровья»
1 классы
06.10.16
Азаркевич И.Ф.
4
Игра «Строим дом своего здоровья»
2-3 классы
12.11.16
Логвинович Е.А.
5
Устный журнал «Рубрики здоровья»
4 классы
16.02.17
Жилич Г.В.
6
Интерактивные занятия «ВИЧ-инфекция – узнай больше» по профилактике ВИЧ-инфекции по принципу РОР (программа «Профилактика ВИЧ-инфекции на основе жизненных навыков»)
1-4 классы
13-18.03.16
Педагог-психолог, волонтеры
7
Месячник по профилактике суицидального поведения «Искусство жить»
1-4 классы
10.09.16 - 10.10.16
 
 
СППС
8
Месячник ЗОЖ «Сад здоровой жизни»
1-4 классы
01.11.16-30.11.16
 
 
9
Месячник  профориентации «Твоя жизнь – твои возможности»
1-4 классы
01.04.16-29.04.17
 
10
Неделя по профилактике суицидального поведения «Жизнь без границ»
1-4 классы
03.10.16-08.10.16
 
СППС
11
Недели правовых знаний. 
 
 
1-4 классы
17.10.16 -21.10.16,
10.04.17 -15.04.17
СППС
12
Неделя СППС «Стратегии жизни».
1-4 классы
23.01.17-28.01.17
 
СППС
13
Неделя профориентации «Ставка на будущее».
1-4 классы
17.04.17-22.04.17
 
СППС
14
Выставка рисунков  «Всеми цветами радуги – за здоровый образ жизни». 
1-4 классы
23-28.01.17
 
Классные руководители
15
Анкетирование по завершении программы
 
1-4 классы
май
Педагог-психолог
  
Содержание работы
с учащимися II ступени общего среднего образования
на 2016/2017 учебный год 
Цель: предотвращение употребления подростками ПАВ, формирование у подростков здорового образа жизни. 
Задачи:
- формировать ответственность за свое поведение;
- представлять информацию о влиянии вредных привычек на человека;
- формировать умения четко формулировать аргумент против вредных привычек;
- формировать умения противостоять давлению сверстников;
- формировать у подростков негативное отношение к наркотикам и их употреблению.
Профилактические занятия проводятся в виде социально- психологического тренинга, посвящены в основном причинам приобщения к вредным привычкам и формированию навыков социальной и личностной компетентности в контексте проблемы ПАВ. Тренинги направлены на формирование навыков, которые определяют поведение в пользу здорового образа жизни:
- умение принимать решение;
- критически оценивать информацию;
- сопротивляться групповому давлению;
- конструктивно решать конфликтные ситуации;
- регулировать свое эмоциональное состояние в стрессовых ситуациях. 
  
Мероприятия
по первичной профилактике наркозависимости
 
п/п
Наименование мероприятие
участники
Сроки проведения
Ответственный
1
Выявление объема знаний и представлений  о наркотиках
5-9 классы
10-14.10.16
Педагог-психолог, классный руководитель
2
Встречи со специалистами в рамках Единых дней профилактики.
5-9 классы
Декабрь, апрель
СППС
3
Интерактивные занятия «ВИЧ-инфекция – узнай больше» по профилактике ВИЧ-инфекции по принципу РОР (программа «Профилактика ВИЧ-инфекции на основе жизненных навыков»)
5-9 классы
13-18.03.17
Педагог-психолог, волонтеры
4
Месячник по профилактике суицидального поведения «Искусство жить»
5-9 классы
10.09.16 - 10.10.16
 
 
СППС
5
Месячник ЗОЖ «Сад здоровой жизни»
5-9 классы
01.11.16-30.11.16
 
СППС
6
Месячник  профориентации «Твоя жизнь – твои возможности»
5-9 классы
01.04.16-29.04.17
СППС
7
Неделя по профилактике суицидального поведения «Жизнь без границ»
5-9 классы
03.10.16-08.10.16
 
СППС
8
Недели правовых знаний. 
 
 
5-9 классы
17.10.16 -21.10.16,
10.04.17 -15.04.17
СППС
9
Неделя СППС «Стратегии жизни».
5-9 классы
23.01.17-28.01.17
СППС
10
Неделя профориентации «Ставка на будущее».
5-9 классы
17.04.17-22.04.17
 
СППС
11
Занятие-тренинг «Противостояние негативному влиянию»
7 классы
17.09.16
  Логвинович Е.А.
12
Час идей «Программирование на удачу»
5 классы
 
15.10.16
Липай О.А.
13
Консультация «Как избежать манипулирования»
9 классы
11.11.16
Жилич Г.В.
14
Час  раздумья «Помни о правах, но не забывай об обязанностях»
учащиеся, состоящие на учете в ИДН
04.03.17
Азаркевич И.Ф.
15
Консультация «Переориентация взглядов»
5 классы
08.04.17
Липай О.А.
16
Беседа «Безопасное лето»
6 классы
13.05.17
Жилич Г.В.
17
Беседы:
- Маршрут твоей безопасности;
- Не дай обмануть себя; 
-Что значит законопослушный гражданин;
- «Коварные соблазны»;
- «Помни о правах, но не забывай об обязанностях»
 
5 класс
 
6 класс
 
7 класс
 
 
8 класс
 
9 класс
В течение года
Классный руководитель
18
Анкетирование по завершении программы
5-9 классы
май
Педагог-психолог
  
Содержание работы
 с учащимися III ступени общего среднего образования
на 2016/2017 учебный год 
Цели: предотвращение употребления ПАВ старшими подростками; воспитание, формирование у подростков желания, умения, способности пропагандировать здоровый образ жизни в среде сверстников.
 Задачи:
- формировать позитивное отношение подростков к себе;
- формировать ответственность за свое поведение;
- формировать у подростков негативное отношение к наркотикам и их употреблению. 
Мероприятия
по первичной профилактике наркозависимости
  
п/п
Наименование мероприятие
участники
Сроки проведения
Ответственный
1
Анкетирование, направленное на изучение характера отношения подростков к наркомании
10-11 классы
19-23.10.16
Педагог-психолог, классный руководитель
2
Интерактивные занятия по принципу РОР по пособию «Профилактика наркопотребления среди старшеклассников»:
- «Социальные и духовные аспекты наркопотребления»;
- «Последствия наркопотребления»;
- «Наркопотребление и закон, механизм формирования зависимости»;
- «Причины наркопотребления и навыки принятия решений»;
- «Навыки отказа».
10-11 классы
 
 
 
16.11.16
 
 
14.12.16
 
15.02.17
 
 
 
15.03.17
 
 
 
19.04.17
Педагог-психолог, волонтеры
3
Интерактивные занятия «ВИЧ-инфекция – узнай больше» по профилактике ВИЧ-инфекции по принципу РОР (программа «Профилактика ВИЧ-инфекции на основе жизненных навыков»)
10-11 классы
 
12-17.12.16
 
 
Педагог-психолог, волонтеры
4
 Круглый стол с представителями духовенства «Духовное здоровье молодежи».
10-11
классы
11.09.16
Администрация, СППС
5
Час вопросов и ответов «Мы хотим знать…»
11
классы
05.11.16
Азаркевич И.Ф.
6
Диалог-спор «Принятие решения»
10
классы
27.02.17
Жилич Г.В.
7
Месячник по профилактике суицидального поведения «Искусство жить»
10-11 классы
10.09.16 - 10.10.16
 
 
СППС
8
Месячник ЗОЖ «Сад здоровой жизни»
10-11 классы
01.11.16-30.11.16
СППС
9
Месячник  профориентации «Твоя жизнь – твои возможности»
10-11 классы
01.04.17-29.04.17
СППС
10
Неделя по профилактике суицидального поведения «Жизнь без границ»
10-11классы
03.10.16-08.10.16
 
СППС
11
Недели правовых знаний. 
10-11классы
17.10.16 -21.10.16,
10.04.17 -15.04.17
СППС
12
Неделя СППС «Стратегии жизни».
10-11классы
23.01.17-28.01.17
СППС
13
Неделя профориентации «Ставка на будущее».
10-11классы
17.04.17-22.04.17
 
СППС
14
Анкетирование по завершении программы
10-11 класс
май
Педагог-психолог
 
Содержание работы с педагогами 
Использовать в своей работе педагогических технологий, направленные на формирование у детей ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни, профилактики алкоголизма и наркомании, по усилению межведомственного взаимопонимания в решении проблем.
Проводить постоянные консультации медиков, психолога, педагогов  с целью оказания помощи несовершеннолетним по проблемам в обучении, развитии, поведении.
Выявлять и учитывать детей, относящихся к «группе риска», которые возможно употребляют психоактивные вещества.
Психологу школы создать службу доверия по оказанию помощи подросткам из «группы риска».
Использовать технические средства для более яркого показа последствий употребления наркотиков подростками /кинофильмы, диафильмы, видео/.
Сотрудничать со средствами массовой информации и общественностью в воспитательной работе.
Каждому учителю необходимо быть  внимательным к тем изменениям, которые происходят в детях, чтобы заметить опасность.
Всем классным руководителям разработать систему мер по предупреждению наркомании, курения, алкоголизма. 
п/п
Наименование мероприятие
участники
Сроки проведения
Ответственный
1
Совещание классных руководителей с целью ознакомления с планом проекта.
Классные руководители 1-11 классов
сентябрь
Заместитель директора по ВР
2
Открытая кафедра «Копинг-профилактика зависимого поведения»
Классные руководители 5-11 классов
22.11.16
 
Педагоги-психологи
3
Педагогическая мастерская:
- «Воспитать человека»;
 
 
- «Азбука этических ценностей».
 
 
Классные руководители 5-8 классов
 
Классные руководители 9-11 классов
 
 
03.11.16
 
 
 
14.03.17
 
 
СППС
4
Интерактивное занятия «Особенности профилактической работы по ВИЧ/СПИДу среди подростков и молодежи» по программе «Профилактика ВИЧ-инфекции на основе жизненных навыков».
Классные руководители 5-11 классов
27.10.16
 
Педагог-психолог,
волонтеры
 
Содержание работы с родителями 
Для родителей запланировать проведение бесед по вопросам профилактики наркомании.
Классным руководителям ознакомить родителей с методикой ранней диагностики отклоняющегося поведения детей.
Использовать метод исследования коммуникации в семье и своевременно оказывать помощь.
Родителям быть наиболее чуткими, внимательными к своим детям, замечать за ними малейшие изменения в поведении.
Рекомендовать проведение родительских собраний, бесед, лекций, совместных мероприятий.
Посещать семьи учащихся с целью выявления жизни ребенка в семье, общения.
Воспринимать подростка таким, какой он есть, признавая его как личность и уважая его, независимо от его прошлого. 
п/п
Наименование мероприятие
участники
Сроки проведения
Ответственный
1
 Собрание - консультация «Жизнь в проекте»
Родители учащихся РКУ, 7-ых классов
сентябрь
Администрация
2
Диалог «Быть всегда рядом»
родители учащихся
7 классов
01.10.16
Азаркевич И.Ф.
3
Час советов и секретов «Еще не взрослые, но уже не дети»
родители учащихся
10 классов
08.10.16
Логвинович Е.А.
4
Час общения «Личный пример родителей-основа здорового воспитания»
родители учащихся
5 классов
19.11.16
Жилич Г.В.
5
Практикум «Условия сохранения психологического здоровья семьи»
родители учащихся
8 классов
10.12.16
Липай О.А.
6
Консультация «Ребенок-взрослый?!»
родители учащихся
9 классов
14.01.17
Жилич Г.В.
7
Родительский практикум «Дети глазами родителей, родители глазами детей»
родители учащихся
2-3 классов
04.02.17
Азаркевич И.Ф.
8
Консультация «Закон, семья, ребенок»
родители учащихся
6 классов
11.03.17
Жилич Г.В.
9
Консультация «Авторитет родителей»
родители учащихся
4 классов
18.03.17
Липай О.А.
10
Издание буклетов:
 
- «Биологические факторы риска
Мотивы потребления наркотиков»;
 
- «Социальные факторы риска»;
 
 
- «Возрастные поведенческие реакции подростков как фактор риска»
 
 
Родители учащихся
5-6 классов
 
 
Родители учащихся
7-8 классов
 
Родители учащихся
9-11 классов
 
 
 
сентябрь
 
 
 
 
январь
 
 
 
апрель
СППС
11
Интерактивное занятие «Роль семьи в профилактике ВИЧ-инфекции. О чем и как говорить с ребенком о ВИЧ/СПИДе» по программе «Профилактика ВИЧ-инфекции на основе жизненных навыков».
Родители учащихся
5-7 классов
24.03.16
 
Педагог-психолог
 
Заключение
 Проблема наркомании в Беларуси давно приняла характер эпидемии и государство ведет серьезную борьбу с наркоманией.
Наркомания – тяжелое заболевание, которое ведет к нравственной и социальной деградации личности, толкает потерявших контроль над своим поведением подростков к правонарушениям. Наркомания является социальной, а отнюдь не только медицинской проблемой, и, соответственно, направления борьбы с ней должны носить социальный характер.
Огромную роль в профилактике наркомании среди молодежи играют родители и педагоги. Их основная задача – показать, что жизнь прекрасна, многогранна, интересна, увлекательна только тогда, когда главная цель каждого – ориентир на здоровый образ жизни. Человек — единственное свободное существо на свете, и эта свобода возвышает его над окружающим миром. Когда же он выступает против самого себя, то теряет возможность того, чем располагает любое самое примитивное существо, — жить, иметь потомство. Жизнь – это бесценный дар, посланный нам, для того, чтобы изменить этот мир к лучшему! И пусть у каждого человека будет жизнь достойная его!
Литература 
  1. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М., Интерпракс, 1994.
  2. Рязанова Д.В. Тренинг с подростками. С чего начать? М., Генезис, 2003.
  3. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. СПб., Речь, 2003.
  4. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. СПб., Служба доверия, 1994.
  5. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., Просвещение, 1991.
  6. Мастеров Б.М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности. М., Интерпракс, 1994.
  7. Киппер Дэвид. Клинические ролевые игры и психодрама. М., «Класс», 1993.
  8. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования.
  9. Профилактика аддиктивного поведения и случайных отравлений лекарственными препаратами. // Школа здоровья, № 1, 1998.
  10. Формирование жизненных навыков»: программа профилактики поведенческих факторов риска у подростков. Н.А. Паршутин, Т.П. Симонятова. // Школа здоровья № 4, 1999г.
  11. Психология подростка. Учебник под ред. А.А. Реана. СПб: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2003.

Поощрение участников проекта

раскрыть » / « свернуть

Разделы сайта