Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Учитель-методист

В соответствии с новой Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников в Республике Беларусь введена новая квалификационная категория «учитель-методист». В Государственном учреждении образования «Академия последипломного образования»  подготовлены материалы по проведении квалификационного экзамена в процессе аттестации на присвоение данной категории. В них раскрываются подходы к проведению экзамена, требования, предъявляемые к претендентам на получение квалификационной категории «учитель-методист».

Учитель-методист должен соответствовать следующим требованиям:

  • высокий уровень научно-теоретической подготовки, который предполагает широкий кругозор в области теоретических основ и тенденций развития современной педагогики и психологии, методики обучения и воспитания, эффективного педагогического опыта;
  • владение системой современных педагогических методов и технологий для повышения качества образования, использует современные подходы в практике обучения и воспитания;
  • владение методами рефлексивного анализа собственной профессиональной деятельности;
  • владение современными педагогическими технологиями;
  • использование новейших средств и эффективных форм организации образовательного процесса;
  • наличие авторской методики преподавания учебного предмета либо личного педагогического опыта, который обобщен (от уровня района до уровня республики) и распространяется для использования другими учителями учреждений общего среднего образования;
  • наличие публикаций в научно-методических и других изданиях об опыте применения современных образовательных, воспитательных и информационных технологий, использования эффективных форм, методов и средств обучения;
  • опыт руководства методическим формированием, сопровождения профессионального роста педагогов, проведения занятий с педагогами по актуальным проблемам образовательной практики, распространения эффективных технологий, методик, приемов, средств обучения.

Педагогический работник, который высказал желание пройти аттестацию на присвоение данной категории, подает письменное заявление в аттестационную комиссию районного (городского) отдела (управления) образования до 31 марта текущего учебного года.  

К сдаче квалификационного экзамена допускаются лица, которые имеют направление от отделов (управлений) образования.

Квалификационный экзамен при прохождении аттестации на присвоение квалификационной категории «учитель-методист» проводится в академии в течение одного дня.

На экзамен претендент на квалификационную категорию «учитель-методист» представляет резюме и описание опыта собственной педагогической деятельности (авторской методики) на бумажном и электронном носителях. Материалы должны содержать описание системы или отдельных компонентов деятельности педагога в обобщенном виде, конкретные примеры деятельности, доказательства результативности опыта при решении педагогических задач.

Представление материалы оцениваются комиссией в соответствии с критериями.

Квалификационный экзамен включает письменную часть и устное собеседование.

На письменную часть квалификационного экзамена отводится 2 (два) академических часа. Комиссией предлагается аттестуемому разработать модель мастер-класса для работы в системе дополнительного образования взрослых с указанным контингентом слушателей (методическое объединение педагогов или руководителей системы образования, школа молодого учителя или совершенствования профессионального мастерства, практическое занятие для учителей различных квалификационных категорий и др.). В данной модели должны найти отражение основные положения педагогического опыта (авторской методики) претендента на присвоение квалификационной категории «учитель-методист».

При устной защите опыта перед комиссией экзаменуемый оперирует разработанными во время экзамена материалами, ссылается на письменно представленное описание опыта (авторской методики) и приложения к нему.

  Примерная схема составления резюме

1. ФИО, место работы, должность, преподаваемый предмет, педагогический стаж, контактные телефоны, e-mail. 

2. Опыт работы (по выбору аттестуемого):

Период работы
Место работы, должность
Профессиональный опыт и приобретенные навыки 
 
 
 
 
 
 

3. Последипломное профессиональное обучение, полученные сертификаты, удостоверения (по выбору аттестуемого).

4. Тема педагогического опыта (авторской методики).

5. Кем и когда был обобщен опыт (автором, заместителем директора учреждения образования, методистом Р(Г)УМК, ИРО, АПО) и в каком виде (отдельное описание опыта, описание опыта наряду с опытом других учителей данного предмета, описание данного опыта наряду с опытом учителей других предметов и др.).

6. Список публикаций (по выбору аттестуемого) в научно-методических и других изданиях об опыте применения современных образовательных, воспитательных и информационных технологий, использования эффективных форм, методов и средств обучения и др. (допускаются сокращения, обобщения нескольких публикаций единым названием). На экзамен представляются оригиналы изданий или ксерокопии статей (если статьи в книгах, сборниках, журналах, необходима ксерокопия оглавления).

7. Опыт руководства методическим формированием, сопровождения профессионального роста педагогов.

8. Опыт проведения занятий с педагогами по актуальным проблемам образовательной практики, распространения эффективных технологий, методик, приемов, средств обучения (учреждение образования – район – область – республика). Опыт работы подтверждается программами мероприятий, ксерокопиями расписаний курсов повышения квалификации.

9. Участие в конкурсе профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года», других конкурсах педагогической направленности (год, уровень конкурса, результат).

Примерная структура описания педагогического опыта

(авторской методики)

1. Информационный блок

Тема опыта (авторской методики)

Актуальность опыта (авторской методики)

Противоречия, затруднения, проблемы, на решение которых данный опыт направлен.

Цели опыта (авторской методики)

На развитие каких качеств, на формирование каких знаний, умений, навыков обучающихся данный опыт направлен, какими педагогическими средствами и в какой образовательной ситуации.

Ведущая идея опыта (авторской методики)

Выделение наиболее главного, существенного в деятельности автора.

Задачи опыта (авторской методики)

Отражение действий по достижению цели.

Длительность работы над опытом (авторской методикой)

Продолжительность работы, этапы.

2. Описание технологии опыта (авторской методики)

Описание сути опыта (авторской методики)

Отражение в общем виде методических и педагогических аспектов опыта (авторской методики)– что защищается и как применяется. Желательно представить научную основу опыта (авторской методики), но описывать только те положения, методы и приемы, которые используются в данной работе.

К какому компоненту педагогической системы относятся данные исследования (определение целей содержания; подходы к построению, отбору, структурированию содержания; организация познавательной деятельности обучающихся; определение эффективных методов обучения, воспитания, развития, поиск средств обучения, воспитания, развития, коррекционной работы и др.).

Систематизация и описание разработанных материалов.

Отражение последовательности и алгоритмов действий по применению разработанных материалов.

Конкретизация материала через примеры каждого компонента системы опыта (авторской методики), фрагменты занятий, пособий и др.

Результативность и эффективность опыта (авторской методики)

Определение критериев для диагностирования успешности данного опыта (авторской методики), представление методики описания и подсчета результатов. 

Доказательность результативности посредством конкретных примеров со ссылкой на материалы приложения.

Определение условий, влияющих на эффективность и результативность данного опыта (авторской методики).

3. Заключение

Конкретные выводы и предложения, вытекающие из опыта (авторской методики).

Перспектива дальнейшего совершенствования данного опыта (авторской методики) и своей профессиональной практики.

Рекомендации по использованию педагогического опыта (авторской методики)в деятельности других педагогов, возможности его применения в массовой практике.

Собственные статьи, выступления с данным опытом (авторской методикой) в педагогических аудиториях.

Приложения

Технологические карты, планы-конспекты занятий, мероприятий.

Список публикаций автора по теме опыта (авторской методики).

Примеры дидактических материалов, анкет, опросников и т.д.

Члены квалификационной комиссии на экзамене при прохождении аттестации на присвоение квалификационной категории «учитель-методист» пользуются следующими критериями и показателями оценки представленного педагогического опыта (авторской методики) и описания методической деятельности (резюме):

№ п/п
Критерии
(оцениваемый аспект)
Показатели
Баллы
1
Согласованность целей, задач, прогнозируемого результата педагогического опыта (авторской методики) с заявленной темой и проблемой
В представленном опыте (авторской методике) нет четкого выделения педагогической проблемы, либо целей и задач деятельности, либо результата
1
Прописанные в представленном опыте (авторской методике) педагогическая проблема, цели, задачи, результат деятельности не согласуются между собой
2
Цель и задачи деятельности, представленные в опыте (авторской методике), определены на основании темы и заявленной проблемы; результат деятельности не отражает степень достижения цели
3
Цель и задачи деятельности, представленные в опыте (авторской методике), направлены на решение актуальных проблем педагогической практики, поставлены конкретно и диагностично; результат деятельности отражает степень достижения цели
4
2
Содержание и технология педагогического опыта (авторской методики)
В опыте (авторской методике) представлено описание отдельных приемов, методов, форм, средств обучения и воспитания, подходов к отбору содержания
1
В опыте (авторской методике) представлен набор известных приемов (методы, формы, средства, технологии обучения и воспитания, подходы к отбору содержания), применяемых педагогом и направленных на достижение запланированных результатов
2
Создан педагогический продукт (методы, формы, средства, приемы, технологии обучения и воспитания, подходы к отбору содержания), обеспечивающий достижение запланированных результатов на основе авторской идеи. Описана деятельность автора по его применению
3
Создан авторский педагогический продукт (система методов, форм, средств, приемов, технологий обучения и воспитания, подходов к отбору содержания), обеспечивающий высокий уровень профессиональной деятельности. Опыт (авторская методика) представлен технологично, содержит четкий алгоритм действий
4
3
Результативность, эффективность педагогического опыта (авторской методики)
Выделены отдельные показатели результативности. Результативность опыта (авторской методики) не доказана
1
Выделены отдельные показатели результативности. Представленные доказательства результативности деятельности не убедительны.
2
Выделены отдельные показатели результативности. Доказана результативность, эффективность деятельности на конкретных примерах. Не четко определены условия, способствующие и ограничивающие применение образовательного продукта и перспективы развития опыта (авторской методики)
3
Выделены в полном объеме конкретные, взаимосвязанные показатели результативности. Доказана результативность, эффективность деятельности на конкретных примерах. Определены условия, способствующие и ограничивающие применение образовательного продукта и перспективы развития опыта (авторской методики)
4
4
Подготовленность опыта (авторской методики) к трансляции в педагогической среде
Нет методически обобщенного содержания опыта (авторской методики), но ценность представляет описание отдельных приемов (методов, форм, средств, технологий обучения и воспитания, подходов к отбору содержания)
1
Опыт (авторская методика) представляет определенную ценность для педагогических работников, но его описание требует значительной доработки (систематизации материала)
2
Опыт (авторская методика) описан в обобщенном виде, пригоден для распространения в педагогической среде, но требует дополнительного редактирования
3
Опыт (авторская методика) описан в обобщенном виде (четко выделяется транслируемое ядро), в форме, пригодной для распространения в педагогической среде. Автор приводит рекомендации по использованию опыта другими педагогами
4
5
Защита опыта (авторской методики) на основе разработанной на экзамене модели мастер-класса для работы с педагогами
Разработанная модель мастер-класса не соответствует требованиям к его организации и проведению
1
Разработанная модель мастер-класса позволяет раскрыть основное содержание опыта (авторской методики) в виде его трансляции автором и/или пассивных действий участников (запись под диктовку, со слайдов)
2
Разработанная модель мастер-класса обеспечивает реализацию опыта (авторской методики) в виде освоенных учебных действий участников (выполнение заданий репродуктивного характера)
3
Разработана эффективная модель мастер-класса, позволяющая повысить уровень профессионального мастерства участников: цели определяются на основе профессиональных запросов аудитории; оптимально отобрано содержательное «ядро» опыта; организована поисковая, творческая деятельность участников; применяются эффективные методы обучения; обеспечивается рефлексия и оперативная обратная связь
4
6
Общая культура, ораторское искусство
 
Аргументация не убедительна. Допускается большое количество ошибок в терминах и понятиях. В устной речи допускается большое количество ошибок
1
Аргументация не всегда убедительна. Допускаются ошибки в использовании терминов и понятий. В устной речи допускается большое количество ошибок
2
Подобрана убедительная аргументация: различные разновидности доводов, продуман порядок их расположения. Речь грамотная, выразительная. Учтена специфика устной речи. Допускаются небольшие неточности и ошибки в речи
3
Подобрана убедительная аргументация: различные разновидности доводов, продуман порядок их расположения. Речь грамотная, выразительная. Учтена специфика устной речи
4
7
Участие в работе системы дополнительного образования взрослых 
Эпизодическая методическая работа на уровне района (проведение открытых уроков, участие в семинарах и т.д.)
1
Системная работа (не менее 5 мероприятий за последние 3 года) на уровне района, эпизодическая работа на уровне области (г.Минска)
2
Системная работа (не менее 5 мероприятий за последние 3 года) на уровне области, эпизодическая работа на уровне республики
3
Системная работа (не менее 5 мероприятий за последние 3 года) на уровне республики, эпизодическая работа на международном уровне
4
8
Уровень предъявления публикаций
Публикации методического характера на уровне района и учреждения образования (районные методические вестники и т.д.)
1
Публикации методического характера на уровне области (методические рекомендации ИРО)
2
Публикации методического характера на уровне республики (предметные журналы, газеты, сборники конференций, педагогических чтений и т.д.)
3
Публикации отдельных изданий педагогической и методической направленности в республиканских издательствах
4
9
Методическое сопровождение роста профессионального мастерства педагогов
Руководство школьным методическим формированием (творческая группа, методическое объединение, школа профессионального мастерства и т.д.). Подготовка педагогов к участию в конкурсе профессионального мастерства на уровне учреждения образования
1
Руководство районным методическим формированием (творческая группа, методическое объединение, школа профессионального мастерства и т.д.). Подготовка педагогов к участию в конкурсе профессионального мастерства на уровне района
2
Работа в областной творческой группе (предоставление продукта). Подготовка педагогов к участию в конкурсе профессионального мастерства на уровне области (г.Минска)
3
Работа в республиканской творческой группе. Подготовка педагогов к участию в конкурсе профессионального мастерства на уровне республики
4
10
Участие в конкурсах педагогической направленности
Участие в конкурсе педагогического мастерства на уровне учреждения образования
1
Победы и призовые места в конкурсе педагогического мастерства на уровне района
2
Победы и призовые места на конкурсе педагогического мастерства на уровне области (г.Минска)
3
Участие в конкурсе педагогического мастерства на уровне республики. Победы и призовые места на конкурсах педагогической направленности на уровне республики («Открытый урок», «Компьютер. Образование. Интернет»)
4

Баллы по критериям (оцениваемым аспектам) 1-4 выставляются на основе представленного опыта педагогической деятельности (авторской методики).

Баллы по критериям (оцениваемым аспектам) 5-6 – по результатам представления и защиты разработанной во время экзамена модели мастер-класса.

Баллы по критериям (оцениваемым аспектам) 7-10 – на основе представленного резюме.

Претендент на квалификационную категорию «учитель-методист» имеет возможность максимально набрать 40 баллов.

Квалификационный экзамен считается успешно сданным, если экзаменуемый набрал 30 и более баллов (т.е. 75% и более).

Для подготовки к квалификационному экзамену аттестуемый может использовать следующие публикации:

1. Богачева, И. В. Мастер-класс как форма повышения профессионального мастерства педагогов : метод. рекомендации / И. В. Богачева, И. В. Федоров ; ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск : АПО, 2012. – 98 с.

2. Богачева, И. В. Обобщение и представление опыта педагогической деятельности : метод. рек. / И. В. Богачева, И. В. Федоров, О. В. Сурикова ; ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск : АПО, 2012. – 92 с.

3. Запрудский, Н. И. Моделирование и проектирование авторских дидактических систем : пособие для учителя / Н. И. Запрудский. – Минск, 2008. – 336 с.  – (Мастерская учителя).

4. Пахомова, Е. М. Проблемы выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта в работе учреждений методической службы / Е. М. Пахомова // Методист. – 2005. – № 2.

5. Проблемы профессиональной компетентности кадров образования: содержание и технологии аттестации: Учеб.-метод. пособие : Эксперим. вариант / М-во образования и науки Респ.Беларусь. Ин-т повышения квалификации и переподгот. руководящих работников и специалистов образования /Авт.-сост.:А.И. Жук, Н.Н. Кошель, Л.С. Черняк; Под ред. А.И.Жука.-Мн.: ИПКиПРРиСО, 1996.-241с.:схем.,табл.

6. Пуйман, С. А. Педагогический опыт : преемственность традиций и новаторства / С. А. Пуйман. — Минск : БГУ, 1999. — 156 с.

 

Разделы сайта