«Дети – это наше настоящее, будущим они могут стать, лишь если мы поможем им сегодня. Завтра будет поздно». А. Лиханов
Детский мир – особый мир. Кому-то не хватает родительского тепла и внимания, кто-то замыкается в себе, не надеясь на понимание окружающих. Самое главное – мы должны сердцем понять и принять, что дети не виноваты в возникающих конфликтах и проблемных ситуациях. В первую очередь виноваты взрослые, не осознавшие в полной мере ответственности за своё поведение и отношение к детям. Детство – короткий, но важный этап в жизни человека. Именно в этот период формируются качества, необходимые во взрослой жизни.
Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что это не так. Семья все чаще напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы. Долгое время считалось: все это дела деликатные, внутрисемейные... Но слишком тягостны и обширны последствия такого насилия. Слишком широко и глубоко они отзываются на судьбах взрослых и детей, чтобы это могло оставаться «частным делом».
Если говорить о ранней профилактике семейного неблагополучия, то она должна быть органически согласована с социальной реальностью, окружающей семью, а значит, с ситуацией в стране, состоянием ее экономики и теми социальными рисками общества, которые в нем присутствуют.
Острый социальный кризис, охвативший нашу страну, отразился не только на материальном благополучии, но и на нравственном здоровье семьи. Семья – эта главная и естественная система социальной и биологической защиты ребенка –оказалась в кризисной ситуации. Впервые со времен войны смертность превысила рождаемость, распадается каждый третий брак, из сотен тысяч детей-сирот, находящихся на попечении государства, около 95% - это сироты при живых родителях. Проблема социального сиротства - одна из острейших проблем общества. К причинам социального сиротства можно отнести следующее: социальная несостоятельность родителей, аморальный образ жизни, рост алкоголизма, особенно среди женщин, что приводит к увеличению числа детей, находящихся в опасных для них условиях.
Документы, которыми необходимо руководствоваться при работе с учащимися, находящимися в социально опасном положении:
1. Декрет Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»;
2. Программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении.
Алгоритм выявления и организация работы с детьми, находящимися в социально опасном положении:
1.Ежегодно в сентябре и январе месяцах посещаются все семьи учащихся учреждений образования. По итогам посещения заполняются акты обследования. В случае наличия критериев и показателей социально опасного положения в семьях на заседании Совета по профилактике рассматривается вопрос о признании несовершеннолетнего(их) находящимися в социально опасном положении
2. Учреждения образования выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите, на основании:
- изучения условий жизни и воспитания несовершеннолетних в семье;
- анализа участия родителей в жизнедеятельности учреждения образования;
- анализа обращений близких родственников, соседей, других граждан;
- учёта посещения несовершеннолетними учреждений образования;
- учёта детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования;
- выявления несовершеннолетних, не получающих общего базового образования;
- учёта и анализа совершения несовершеннолетними правонарушений и преступлений
- контроля за семьями, установившими опеку (попечительство) над несовершеннолетними.
Критерии и показатели
социально опасного положения
несовершеннолетнего
ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей по воспитанию, обучению или содержанию ребенка - уклонение родителей от выполнения своих обязанностей: своим поведением лишают ребенка минимальных жизненных благ, необходимых для проживания и развития, не заботятся о его здоровье, нравственном, физическом и психологическом развитии, материально-бытовом обеспечении, обучении, подготовке к труду и самостоятельной жизни в обществе, проявляют к нему безразличие, уклоняются от уплаты алиментов и др.
злоупотребление родительскими правами - принуждение ребенка к попрошайничеству, занятию проституцией, азартными играми; вовлечение ребёнка в преступную деятельность, антиобщественное поведение;
несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) отрицательно влияют на его поведение (воспитание носит антиобщественный характер) - приобщение ребенка к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ;
жестокое обращение с несовершеннолетним в семье - физическое, сексуальное или психическое (эмоциональное) насилие, проявившееся в длительном, постоянном или периодическом психологическом воздействии.
несовершеннолетний совершает правонарушения и иные антиобщественные действия - рост нарушений дисциплины, увеличение пропуска занятий в учреждении образования, прогулы (если несовершеннолетний состоит в трудовых отношениях).
нахождение несовершеннолетнего в неблагоприятных условиях, экстремальной жизненной ситуации - проживание несовершеннолетнего в семье в ситуации конфликта, с наличием стрессовых факторов (безработица, тунеядство, финансовые проблемы, невыносимая нравственная атмосфера).
Внешние поведенческие признаки
ребенка, находящегося в социально опасном положении
- Систематические опоздания в школу.
- Ребенок надолго задерживается в школе после уроков (иногда до позднего вечера).
- Боится идти домой.
- Убегает из дома
- В начальной школе за ребенком приходят дальние родственники, знакомые, соседи.
- Часто беспричинно отсутствует в школе.
- Жалуется на голод (на недосыпание, дискомфорт в семье или другое).
- Совершает самоповреждающие действия (режет руки лезвием, щиплет, выдергивает волосы, бьется головой о стену и др.).
- Замкнут (или депрессивен).
- Агрессивен.
- Избегает физического контакта.
- Имеет следы побоев.
- Носит скрывающую тело одежду, не подходящую по погоде (отсутствие у ребёнка необходимой сезонной одежды, обуви)
- Имеет неопрятный внешний вид.
- Демонстрирует вызывающее (соблазняющее) поведение
- Демонстрирует исключительно хорошие знания о сексе.
- Преобладает низкая самооценка.
- Со сверстниками имеет плохие взаимоотношения.
- Характерно резкое изменение веса (его снижение или увеличение).
- Истерическая, эмоциональная неуравновешенность.
- Родители приходят в школу (на собрание или по приглашению классного руководителя). в нетрезвом состоянии (эпизодически / систематически).
Памятка классного руководителя
- Думайте о своих отношениях с детьми, выстраивайте их.
- Помните, что психологическая атмосфера в детском коллективе, прежде всего, зависит от отношения к человеку, как высшей ценности.
- Умейте слушать детей.
- Не забывайте, что у детей могут быть конфликты, и что вы можете спровоцировать их своей педагогической несостоятельностью.
- Обращайте внимание в общении на особенности девочек. Они более эмоциональны, ранимы.
- Преодолевайте отрицательное отношение к некоторым ребятам.
- При общении с детьми педагог на должен забывать об эмпатии (сочувствие, сопереживание ребенку) и педагогической рефлексии (объективной оценки себя, самоконтроль).
- При работе с «трудными» подростками следует так организовывать деятельность, при которой «трудному» ребёнку был бы гарантирован успех, как следствие, уважение сверстников, то есть обеспечить «ситуацию успеха».
- Помните, что преподаватель должен быть творческой личностью, «исследователем», а не простым «урокодателем», обезличенным носителем информации.
- Чаще улыбайтесь детям. Школа, лишённая оптимизма, деградирует и умирает, преподаватель, не видящий перспективы своих отношений с детьми, не верящий в их способности, не может научить их даже таблице умножения.