Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Методические рекомендации по раннему выявлению семейного неблагополучия

«Дети – это наше настоящее, будущим они могут стать, лишь если мы поможем им сегодня. Завтра будет поздно».   А. Лиханов 

Детский мир – особый мир. Кому-то не хватает родительского тепла и внимания, кто-то замыкается в себе, не надеясь на понимание окружающих. Самое главное – мы должны сердцем понять и принять, что дети не виноваты в возникающих конфликтах и проблемных ситуациях. В первую очередь виноваты взрослые, не осознавшие в полной мере ответственности за своё поведение и отношение к детям. Детство – короткий, но важный этап в жизни человека. Именно в этот период формируются качества, необходимые во взрослой жизни.

Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что это не так. Семья все чаще напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы. Долгое время считалось: все это дела деликатные, внутрисемейные... Но слишком тягостны и обширны последствия такого насилия. Слишком широко и глубоко они отзываются на судьбах взрослых и детей, чтобы это могло оставаться «частным делом».

Если говорить о ранней профилактике семейного неблагополучия, то она должна быть органически согласована с социальной реальностью, окружающей семью, а значит, с ситуацией в стране, состоянием ее экономики и теми социальными рисками общества, которые в нем присутствуют.

Острый социальный кризис, охвативший нашу страну, отразился не только на  материальном благополучии, но и на нравственном здоровье семьи. Семья – эта главная и естественная система социальной и биологической защиты ребенка –оказалась в кризисной ситуации. Впервые со времен войны смертность превысила рождаемость, распадается каждый третий брак, из сотен тысяч детей-сирот, находящихся на попечении государства, около 95% - это сироты при живых родителях. Проблема социального сиротства  - одна из острейших проблем  общества.   К причинам социального сиротства можно отнести следующее: социальная несостоятельность родителей, аморальный образ жизни, рост алкоголизма, особенно среди женщин, что приводит к увеличению числа детей, находящихся в опасных для них условиях. 

Документы, которыми необходимо руководствоваться при работе с учащимися, находящимися в социально опасном положении: 

1. Декрет Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»;  

2. Программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся  в социально опасном положении.  

Алгоритм выявления и организация работы с детьми, находящимися в социально опасном положении: 

1.Ежегодно в сентябре и январе месяцах посещаются все семьи учащихся учреждений образования. По итогам посещения заполняются акты обследования. В случае наличия критериев и показателей социально опасного положения в семьях на заседании Совета по профилактике рассматривается вопрос о признании несовершеннолетнего(их) находящимися в социально опасном положении

2. Учреждения образования выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите, на основании:

  • изучения условий жизни и воспитания несовершеннолетних в семье;
  • анализа участия родителей в жизнедеятельности учреждения образования;
  • анализа обращений близких родственников, соседей, других граждан;
  • учёта посещения несовершеннолетними учреждений образования;
  • учёта детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования;
  • выявления несовершеннолетних, не получающих общего базового образования;
  • учёта и анализа совершения несовершеннолетними правонарушений и преступлений
  • контроля за семьями, установившими опеку (попечительство) над несовершеннолетними. 
Критерии и показатели
социально опасного положения
несовершеннолетнего 

ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей по воспитанию, обучению или содержанию ребенка - уклонение родителей от выполнения своих обязанностей: своим поведением лишают ребенка минимальных жизненных благ, необходимых для проживания и развития, не заботятся о его здоровье, нравственном, физическом и психологическом развитии, материально-бытовом обеспечении, обучении, подготовке к труду и самостоятельной жизни в обществе, проявляют к нему безразличие, уклоняются от уплаты алиментов и др.

злоупотребление родительскими правами - принуждение ребенка к попрошайничеству, занятию проституцией, азартными играми; вовлечение ребёнка в преступную деятельность, антиобщественное поведение;

несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) отрицательно влияют на его поведение (воспитание носит антиобщественный характер) - приобщение ребенка к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ;

жестокое обращение с несовершеннолетним в семье - физическое, сексуальное или психическое (эмоциональное) насилие, проявившееся в длительном, постоянном или периодическом психологическом воздействии.

несовершеннолетний совершает правонарушения и иные антиобщественные действия - рост нарушений дисциплины, увеличение пропуска занятий в учреждении образования, прогулы (если несовершеннолетний состоит в трудовых отношениях).

нахождение несовершеннолетнего в неблагоприятных условиях, экстремальной жизненной ситуации - проживание несовершеннолетнего в семье в ситуации конфликта, с наличием стрессовых факторов (безработица, тунеядство, финансовые проблемы, невыносимая нравственная атмосфера). 

Внешние поведенческие признаки
ребенка, находящегося в социально опасном положении 
  • Систематические опоздания в школу.
  • Ребенок надолго задерживается в школе после уроков (иногда до позднего вечера).
  • Боится идти домой.
  • Убегает из дома
  • В начальной школе за ребенком приходят дальние родственники, знакомые, соседи.
  • Часто беспричинно отсутствует в школе.
  • Жалуется на голод (на недосыпание, дискомфорт в семье или другое).
  • Совершает самоповреждающие действия (режет руки лезвием, щиплет, выдергивает волосы, бьется головой о стену и др.).
  • Замкнут (или депрессивен).
  • Агрессивен.
  • Избегает физического контакта.
  • Имеет следы побоев.
  • Носит скрывающую тело одежду, не подходящую по погоде (отсутствие у ребёнка необходимой сезонной одежды, обуви)
  • Имеет неопрятный внешний вид.
  • Демонстрирует вызывающее (соблазняющее) поведение
  • Демонстрирует исключительно хорошие знания о сексе.
  • Преобладает низкая самооценка.
  • Со сверстниками имеет плохие взаимоотношения.
  • Характерно резкое изменение веса (его снижение или увеличение).
  • Истерическая, эмоциональная неуравновешенность.
  • Родители приходят в школу (на собрание или по приглашению классного руководителя). в нетрезвом состоянии (эпизодически / систематически).  

Памятка классного руководителя 

  • Думайте о своих отношениях с детьми, выстраивайте их.
  • Помните, что психологическая атмосфера в детском коллективе, прежде всего, зависит от отношения к человеку, как высшей ценности.
  • Умейте слушать детей.
  • Не забывайте, что у детей могут быть конфликты, и что вы можете спровоцировать их своей педагогической несостоятельностью.
  • Обращайте внимание в общении на особенности девочек. Они более эмоциональны, ранимы.
  • Преодолевайте отрицательное отношение к некоторым ребятам.
  • При общении с детьми педагог на должен забывать об эмпатии (сочувствие, сопереживание ребенку) и педагогической рефлексии (объективной оценки себя, самоконтроль).
  • При работе с «трудными» подростками следует так организовывать деятельность, при которой «трудному» ребёнку был бы гарантирован успех, как следствие, уважение сверстников, то есть обеспечить «ситуацию успеха».
  • Помните, что преподаватель должен быть творческой личностью, «исследователем», а не простым «урокодателем», обезличенным носителем информации.
  • Чаще улыбайтесь детям. Школа, лишённая оптимизма, деградирует и умирает, преподаватель, не видящий перспективы своих отношений с детьми, не верящий в их способности, не может научить их даже таблице умножения.

Разделы сайта