I. Назначение и задачи классного руководителя.
Классный руководитель - педагог, занимающийся организацией, координацией и проведением внеурочной воспитательной работы.
Ведущие цели классного руководителя:
- наблюдение за индивидуальным развитием школьника
- содействие созданию благоприятных условий для формирования его личности;
- осуществление необходимых педагогических коррективов в системе его воспитания;
- организация необходимых воспитательных воздействий для создания благоприятного психологического климата в классе;
- координация усилий всех взрослых и педагогов, влияющих на становление личности воспитанников.
Основные задачи классного руководителя:
- организация воспитывающей и развивающей деятельности, вовлекающей учащихся в общественно-ценностные отношения;
- организация и развитие коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого ребёнка;
- помощь в становлении личности ученика, создание условий для проявления и обогащения его внутренних сил, склонностей, интересов и способностей.
II. Функции классного руководителя. А. Организация деятельности классного коллектива. 1. Ведение журнала. 2. Организация классного коллектива: распределение поручений, работа с активом, правильная организация каждого коллективного творческого дела. 3. Организация дежурства по классу, по школе, по столовой. 4. Поддержка чистоты в прикреплённом кабинете. 5. Забота о внешнем виде воспитанников. 6. Организация питания. 7. Забота о финансовом обеспечении классных нужд (классный фонд, оплата различных услуг и т. п.) Б. Организация учебной работы классного коллектива и отдельных учащихся. 1. Строгий контроль за посещаемостью. Классный руководитель несёт личную ответственность за пропуски учащимися уроков без уважительных причин. 2. Забота о заболевших школьниках, пропустивших много уроков, оказание им помощи в учёбе. 3. Создание в классе обстановки, благоприятствующей в учёбе. 4. Координация деятельности учителей, работающих в классе (регулирование отношений, помощь в учёбе, проведение, по мере необходимости, мини-педсоветов учителей, работающих в классе). 5. Работа с ученическими дневниками, контакт с родителями по поводу успеваемости школьника. 6. Создание условий для развития наиболее одарённых детей, развития у них познавательных интересов, расширения кругозора учащихся (вовлечение в кружки, факультативы, конкурсы, олимпиады, смотры, организация устных журналов, экскурсий, посещений выставок, дальних поездок и т. п.). 7. Развитие умения организовывать умственный труд (цикл бесед, рекомендации, индивидуальная работа, привлечение к работе психолога). 8. Забота о круге чтения (рекомендации учителей-предметников, знакомство с книгами, помощь в их выборе). В. Организация внеучебной жизни классного коллектива. 1. Создание микроклимата в классе, формирование межличностных отношений, их коррекция, регулирование взаимоотношений. 2. Развитие умения общаться, воспитание ответственности перед коллективом путём участия ученика в порученном деле, помощь в его исполнении, контроль за его исполнением. 3. Организация творческих дел в классе с привлечением отдельных учащихся или всего коллектива. 4. Всемерное вовлечение в общественно- полезную деятельность, воспитание доброты и милосердия. 5. Охрана здоровья каждого ученика, укрепление здоровья, вовлечение в физкультурную, спортивную работу. Организация спортивных соревнований, игр, походов. 6. Помощь в деятельности различных детских общественных организаций. 7. Поиск интересных форм организации каждого дела, определение степени целесообразности проведения любой встречи классного руководителя с классным коллективом (будь то классный час, классное собрание, политчас, беседа, откровенный разговор, огонёк и т. п.). Проведение 1 тематического классного часа в месяц обязательно. Г. Изучение личности и коррекция в воспитании школьников. 1. Изучение личности школьников в соответствии с имеющимися методиками, с учётом мнения учителей, работающих в классе, и родителей. 2. Работа с характеристиками учащихся, использование характеристик для коррекции личности воспитанника. 3. Организация нравственного воспитания. 4. Воспитание политической культуры. 5. Формирование эстетической культуры. 6. Воспитание ответственного отношения к труду и формирование трудовых навыков. 7. Привитие санитарно-гигиенических норм. Д. Работа с родителями.
1. Проведение тематических родительских собраний (1 раз в четверть) и Дня открытых дверей (1 раз в четверть). 2. Изучение условий воспитания в семье. 3. Индивидуальная работа с родителями. 4. Привлечение родителей к организации интересной, насыщенной внеучебной деятельности классного коллектива. III. Основные обязанности классного руководителя. 1. Час классного руководителя (" классный час") проводится один раз в неделю по расписанию. 2. Количество воспитательных мероприятий - не менее двух дел в месяц, одно из которых может быть общешкольным. 3. Содержание, объём, технология и конкретные цели деятельности с конкретным классом должны быть заложены в плане воспитательной работы на учебный год. 4. Отчеты о проделанной работе предоставляются администрации по окончании учебного года по установленному графику. IV. Права классного руководителя. Классный руководитель имеет право: 1. Участвовать в работе школьных структур самоуправления. 2. Выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы, выступать с деловой, конструктивной критикой. 3. Создавать собственные воспитательные системы и программы, творчески применять новые методы, формы и приёмы воспитания, руководствуясь гуманным принципом "не навреди". 4. Защищать собственную честь и достоинство в школьных органах самоуправления и защиты, при невозможности - в государственных органах власти и суда. 5. Принимать участие в выработке документов, определяющих систему материальных доплат и стимулов за разные объёмы и результаты труда. Классный руководитель не имеет право: 1. Унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом. 2. Использовать отметку для наказания ученика или расправы над ним. 3. Злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово, сознательно вводить в заблуждение (обманывать). 4. Использовать семью для наказания ребенка. 5. Обсуждать "за глаза" своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего педагогического коллектива. V. Документация и отчетность классного руководителя. Классный руководитель отвечает за ведение следующей документации:
- классный журнал;
- планы воспитательной работы с классным коллективом;
- личные дела учащихся;
- карты развития личности воспитанника;
- протоколы родительских собраний;
- дневники учащихся;
- папки с разработками воспитательных мероприятий.
VI. Критерии оценки труда классного руководителя. Основными критериями оценки работы классного руководителя является:
- повышение воспитанности учащихся;
- их интеллектуальное, нравственное развитие, мировоззренческое развитие;
- отсутствие правонарушений;
- развитие ученического самоуправления.
Основным документом для оценки труда классного руководителя является педагогический дневник, в котором отражены:
- посещение уроков;
- посещение учащихся на дому;
- ведение психолого-педагогических карт;
- индивидуальная работа учащихся;
- организация коллективных дел.
Контроль за ведением педагогических дневников осуществляется заместителем директора школы по воспитательной работе. VII . Стимулирование и оплата труда классного руководителя. Размер доплаты за классное руководство определяется директором школы по согласованию с профсоюзным комитетом в пределах средств, предусмотренных на эти цели в соответствии с Коллективным договором. Для стимулирования деятельности классного руководителя за качественную работу (в соответствии с критериями оценки труда классного руководителя) устанавливается премиальная доплата администрацией школы по согласованию с профсоюзным комитетом (советом трудового коллектива).