Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Советы дефектолога

→ Что нужно знать родителям о заикании 

Как помочь ребёнку, если он забывает, путает,

 неправильно пишет буквы?

Ваш ребёнок забывает, путает, неправильно пишет буквы, то ему можно и нужно помочь, так как в дальнейшем могут возникнуть значительные трудности в овладении грамотой, а именно: при чтении, списывании, письме под диктовку, потому что образ нужной буквы, либо вообще не всплывает, либо всплывает со значительным опозданием.

Если же ваш ребёнок уже ученик, и он испытывает значительные трудности при соотнесении печатной и письменной буквы, буквы и звука её обозначающего, смешивает буквы со сходными по написанию, с трудом запоминает цифры, пишет их «зеркально»,  а также испытывает трудности при овладении чтением и письмом, то эта информация для вас.

Причин может быть несколько:

  • недостаточная  сформированность  пространственно-временных представлений  (у дошкольников это обязательно будет сказываться на формировании связной  речи, а у школьников – на развитии навыков чтения и письма);
  • недостаточно развитое зрительное восприятие (при хорошем зрении)проявляется в  трудностях различения таких букв, как З, С, Я и др.;
  • недостаточная  сформированность  кинетического праксиса  (трудности переключения движений с одного элемента буквы на другой), что проявляется в замене букв, похожих по начертанию: б-д, в-д, и-уа-ош-щм-лп-т, н-к  и др., такие же замены букв могут быть и при чтении: б-д ,а-о, и т.д;
  • недостаточнаясформированностьфонематического восприятия (ребёнок не различает звуки, близкие по акустико – артикуляционным признакам: звонкий-глухой, свистящий-шипящий, аффрикаты и их оставляющие), и на письме это проявляется через замену букв, обозначающие эти звуки: б-п, д-т, в-ф, ж-ш, ш-с,

ч-ц, ц-с и т.д.;

  • недостаточное развитие слухоречевой памяти, оперативной памяти ( когда не удерживается образ буквы в памяти, не соотносится печатная буква с письменной;

Следует проверить:

  1.       Ориентируется ли Ваш ребёнок в схеме собственного тела,  различает  ли понятия «право»,  «лево», «справа», «слева, «верх», «низ», ориентируется ли на листе бумаги.

Ребёнок должен правильно выполнять задания:

- покажи своё левое ухо, правую ногу, правый глаз;

- расскажи, что ты видишь справа от себя, слева от себя;

- как называется эта рука (например, правая);

- как называется эта нога (например, левая)

- покажи левую сторону листа, а эта, какая сторона листа (например, правая) и т. д; 

Если ребёнок пишет буквы не в ту сторону, это может быть следствием несформированности   пространственных  представлений, либо вследствие нарушения зрительного восприятия. 

  1.       Умеет ли ваш ребёнок складывать разрезные картинки, картинки из кубиков?

Если он затрудняется, то это может быть следствием недоразвития зрительно-пространственного анализа. В таком случае следует начать обучение из 4-х кубиков, или одной картинки, разрезанной  по горизонтальным  линиям сначала на 2 части, потом  на четыре и т.д. Очень полезны для развития пространственных представлений и зрительного восприятия игры-занятия с различными «конструкторами», «строителями», мозаиками, нахождение спрятанных (наложенных друг на друга) предметов. 

Чтобы ребёнку легче было запомнить буквы, воспользуйтесь следующими  приёмами:

  • обводка ребёнком букв, написанных взрослым и называние их (следует учитывать тот факт, что пока ребёнок не овладел чтением ему нужно представлять букву, называя звук, например, ни ЭР, а [Р], ни ЭМ, а [М];
  • письмо букв по контуру, нарисованных взрослым;
  • взрослый пишет букву большого размера, а ребёнок раскрашивает её.
  • Сравнение букв, её элементов со знакомыми предметами, другими буквами. Вместе со взрослым можно придумать на что буква похожа, нарисовать предмет и раскрасить его ребёнком, например, буква Н похожа на лесенку. Выучить стишок  «На букве Н сижу как на  лесеНке и распеваю  песеНки;
  • взрослый пишет букву большого размера, а ребёнок намазывает её пластилином, повторяя её название;
  • конструирование букв из палочек, фасоли, пуговиц, верёвочек, проволоки и  т.д;
  • взрослый вырезает  букву из наждачной бумаги, а ребёнок  ощупывает и   называет  её(сначала проводит пальчиком по букве, называя её, а потом ощупывает с закрытыми глазами и называет букву). Т.о. к зрительному запоминанию присоединяется память двигательная и тактильная (запоминание ощущений от движений);
  • лепка ребёнком буквы из пластилина;
  • вырезание ребёнком буквы по контуру, нарисованному взрослым;
  • написание широким жестом всех изученных букв в воздухе, на руке;
  • написание буквы на спине ребёнка и называние её (развивается двигательная память);

Если  Вашему ребёнку всё же трудно запомнить буквы, он их путает, не может вспомнить, как называется та или иная буква, а в школе на письме вместо одной буквы пишет другую, с трудом овладевает  навыком чтения и письма, то это прямой повод обратиться за помощью к  школьному учителю-дефектологу пункта-коррекционно-педагогической помощи. 

Успехов Вам и  Вашему ребёнку! 
Болазь Л.Е., учитель-дефектолог высшей категории
пункта коррекционно- педагогической помощи

Разделы сайта